19:47 

Перуанские шаманы by П. Берснев

Alcheringa
Колдовские сны между гранями тессеракта
О марири:
вовсе не означает, что сама Сила имеет четкую функциональную характеристику. Просто тот или иной шаман находит свой «язык общения* с Силой и она проявляет через него специфическое воздействие. Через другого шамана она может действовать совершенно иначе. Так, например, Аяуаска в одних случаях может быть источником силы для исцеления, а в других — для убийства.
Амазонские целители верят, что могут исцелять людей посредством духа Марири, представляющего собой что-то вроде «плазмы», или «слизи», «мокроты». Благодаря Марири шаман может высасывать болезнь из тела больного, не опасаясь, что та проникнет в него самого
Марири (тагігі) — это магическая субстанция, плазма, или флегма. Можно сказать, что это энергетический резерв магической силы-субстанции шамана. Икарос (священные песни) являются одной из форм марири. Марири может использоваться по собственному усмотрению целителя, выступая как энергетическая и духовная (спиритуальная) защита.
Марири — оборонительное оружие кѵрандеро и наступательное— для колдунов-брухос. В сущности, курандеро используют марири для защиты от виротес (virotes, или на языке Кичуа viruti. matiri), или чонтас-дротиков. Когда курандеро чувствует, «гто подвергся атаке с применением магических стрел, он иемехіенно призывает свою марири. Так же как и икарос. марири может быть получена от растений и от учителя (исп. мазстро) На физическом уровне марири передается изо рта в рог или *е через рѵки. Марири используется для защиты, для обращения всплть а гаки противника и для исцеления.
Марири весьма капризная субстанция, обитающая в rev шамана. Ее нужно постоянно кормить и взращивать. А пищей ем служит отвратительного вкуса отвар из табака малачо.

О ячай:
Ячай — понятие многозначное. Ячай — это мудрость, импер- сональное проявление знания. Можно сказать, что это — интуиция, шаманское видение. Шаманское ячай — мудрость открытого космоса. Нет ничего, что нужно открывать, так как в духовном мире все уже известно, нужно лишь обнаружить и вынести в мир людей необходимые знания. В другом (непосредственно связанном с первым) значении ячай (yachay, yachai) связано с понятием марири, магической флегмы, о которой у нас шла речь в разделе о Шипибо-Конибо.
Посвящаемый шаман получает ячай в определенный момент инициации, будь то от шамана или от духов (как наделение силой, получение полномочий). Затем флегма срыгивается во время церемонии, действуя как магнит для привлечения вирог-дротиков. Ячай высасывает колдовские вироты-дротики и марупас (marupas, марупас — сущность, насылаемая колдуном, чтобы причинить вред). По мере возрастания ячая, шаман получает все больший доступ в подводный мир.
Во время срыгивания в процессе церемонии ячай иногда ны глядит как извивающаяся многоножка, выползающая изо рта шамана. Складываегся ощущение, что это некое физическое существо, которое живет в его геле. В других случаях ячай передается ы> вре мя курения трубки, набитой цветами особых ранений, нроизра стающих на воде. Сухие цветки перемешиваюіся с мапачо (Nicotiana rustica) и другими растениями союзниками шамана и курятся во время шаманской церемонии.
Те шаманы-ячак, у кого больше ячай, имеют более глубокие и сложные отношения с супаями (духами). Ячай (Yachay) также синоним марири (речь о ней уже шла выше). Ячай представляет собой особый тип флегмы, или мокроты, порождаемой шаманами и магами, которая, как полагают, содержит эссенцию шаманской силы. Ячай может превращать магические дротики-стрелы виротес (virotes). Ячай, по представлениям шаманов-ячак может храниться в форме духов в костях. Я сам неоднократно наблюдал, как шаман как бы высасывал из предплечья духов и потом внедрял их через макушку в тело пациента. Ячай — это энергия, обретающая в зави симости от намерения шамана «добрую* или «злую» форму. Вредоносные виротес-стрелы, которые другой шаман-брухо (колдун) внедрил в тело жертвы, шаман-целитель высасывает опять же прибегая к помощи ячай-марири.
Ячай передается тайно в период обучения начинающего шамана. В это время соблюдается строгая диета, практикуется сексуальное воздержание и социальная изоляция в се льве. С помощью Растений силы устанавливаются тесные контакты с дѵхами. Tax. например, посредством датуры (huandui) шаманы могут посещать Уку Пача, Uku Pacha (Внутренний Мир), где обитают рунас irunas, букв, люди) и духи.



Существуют различные классификации шаманов курандерос.
Всех врачевателей-шаманов, использующих в своей практике растения, называют вегеталистами (от испанского «vegeta- lista» — vegetal — относящийся к растениям, растительный, растение1). 'Ср. с греческим «pharmakeus» — колдун-травник, от «phurmakon» («лекарство», «зелье», -яд-*). На языке Шипибо — Ni Rao Onan. С некоторыми оговорками слово «вегеталист» можно перевести на русский язык как «травник». Обычно вегеталисты перед тем, как получить силу и мудрость растения, соблюдают особую диету или пост в течение года и более.
По использованию растений-учителей различают:
— Мастер Тоэсеро (maestro Toesero) — шаман, специализирующийся на работе с растением-учителем Тоэ Тое' (лат. Brugmansia suaveolens).
— Аяуаскеро — шаман, искусный в использовании Аяуаски. Натуриста — мастер-травник, знахарь.
— Шаманы-перфумерос (исп. Perfumeros) — буквально шаманы- «парфюмеры», специалисты по использованию ароматов. Считается, что они способны привлечь удачу, финансовый успех и даже вернуть любимого человека (приворотная магия).

Классификация шаманов по степени мастерства:
— Мерайя, мырайя, мурайя, морайя (muraya, moraya, шегауа, щиегауа — в языковой семье Паноан, Рапоап) — это шаман высше- го уровня, высшего ранга. Мерайя, как верят Шипибо-Конибо, может перевоплощаться в любое животное. Он может трансформироваться во что угодна растворяться где пожелает, для того, чтобы беспрепятственно путешествовать во всех пространствах.
Унайя, Уная, Оная, Онанья (El Unaya, Onanya) — шаман врачеватель, собственно курандеро или брухо (колдун). Онанья может диагностировать заболевания с помощью одного взгляда или прикосновения, а потом лечить пациента. Но он не имеет такой же силы, как Мерайя. Эти врачеватели — мастера икарос.
Йобе, Йобы, Йубу (Yobe или Yubu) — брухо или курандеро, находящийся уровнем ниже Унайя (Онанья). Большинство брухос, не являющиеся коренными Шипибо, относятся к этой категории. Обладая знаниями, аналогичными тем, что есть у шаманов Мерайя, Йобе используют в своей практике лечебные растения. Йобе специализируются на извлечении магических дротиков. Они прибегают к помощи отца и матери (іѵо) Ячай или Чонта Марири (Llausa Магігі — на Кечуа, Huanin Quenon — на Шипибо).
— Йобе — шаманы, которые не соблюдают правил особой диеты, позволяющей достичь уровня Мерайя. Йобе — в большей степени обладает качествами колдуна. В качестве наказания, растения завладели ими, поймали их в ловушку и наделили негативной силой. Юбу способны исцелять, но кроме того, они также могут и убивать. В этих представлениях индейцев хорошо видна вера в амбивалентность растений-учителей. В зависимости от склонностей взаимодействующих с растениями-учителями людей, одних они наделяют целительской силой, а других — вредоносной.
Кроме этих трех основных групп также выделяют повитух, или акушерок Кушуми Бакиабиль (Cushumi, baquiahil), специализирующихся на определенных вида растений, и костоправов, массажистов Тоби Уна (Tobi unA).
«Этическая» классификация — шитанеро и курандерос:
— Шитанеро, как мы уже говорили, — это злые колдуны (брухос, ичисейрос), которые специализируются на причинении вреда и насылании болезней, некоторые из которых смертельны. Жертву таким шаманамкиллерам обычно заказывают из корыстных мотивов— зависти, обиды или стремления устранить конкурента но бизнесу. Шитана (Shitana) на языке Кечуа — колдовство.
Шитанеро — это зловредный чонгеро, который исіюльзуеі ма гические дротики-стрелы для причинения вреда людям Колдун получает чонту дротик из марири и выдувает его н направлении
жертвы. Если курандеро не освободит жертву от чонты, то этот магический дротик может стать причиной невероятной боли и даже смерти.
— Чонтеро— не обязательно шитанеро. Чонтеро— это мастер, овладевший искусством метания магических дротиков виротес. Понятие «чонтеро» произошло от чонта — так в Амазонии называют дротики (виротес) или стрелы для охоты, изготовленные из твердой древесины Чонты. Чонта (лат. Guiliema gasipaes) — персиковая пальма, известная также как пихигуао. Листья служат для изготовления луков, дротиков и наконечников стрел.
Виротес — магические шипы или дротики — магический заостренный предмет, черная кость, шип. стрела, подобная тем, что используется для духовых трубок. Виротес используются для причинения вреда выбранной колдуном жертве. Можно сказать, что виротес— это мыслеформа, мысленный образ, который метается в форме копья, стрелы, луча в представляемую жертву Тем не менее, пациент может воочию увидеть, как шаман извлекает из его организма твердые предметы вроде маленьких темных или черноватых камней, черных шипов или дротиков и-іи даже белоаатые червеобразные предметы. Это очень напоминает метод течения. которым используют тибетские медиумы Пау. Чонтеро может выпускать магические дротики для достижения позитивною эффекта, например, посылая \сообщая знания и силу. Также он знаеі как высасывать и удалять из те да пациента ядовитые, отравленные дротики источниками которых могут быть болезни и злые чары.
— Курандерос (на языке Шипибо «raomis», от «гао» — «медицина» и «mis» — делающий) — целители, врачеватели, специалисты по лечению разных болезней и исцелению. «Курандерос» — испанское слово, которое происходит от латинского «сига», означающего заботу' и попечение и «curans» — врач, врачеватель. Соответственно, латинское «curans» переводится как врач, целитель. Отсюда же и английское «сиге» — забота, исцеление; исцелять, исправлять, приносить здоровье, очищать. В странах Латинской Америки таких целителей и врачевателей называют «курандерос» (curanderos), на английском — хилеры (healers).
Главная функция традиционных курандерос — хранить баланс природных сил, и в случае необходимости этот баланс восстанавливать (занимаясь целительством — то есть восстановлением целостности, динамического баланса на всех доступных для каждого конкретного курандеро уровнях реальности).
Традиционные культуры ценят и почитают Дух Земли, пони мают важность гармоничных и экологичных отношений с животным, растительным миром (а также с обычно незримым, но не менее реальным миром существ, которых чаще всего называют духами).
Курандеро, или шаман-целитель — это тот, кто с помощью ду хов помогает своим соплеменникам, а также тем, кто обращается к нему за помощью. Он излечивает пациентов (прежде всего от бо лезней психофизического характера). Такая терапия может включать особый массаж, окуривание пациента, высасывание из тела пациента вредоносной энергии духов, принимающей форму раз личных патогенных объектов. Также шаман курандеро может предсказывать будущее, истолковывать знамения, защищать пред ставителей его сообщества от вредоносных духов, обеспечивать удачу на охоте, хранить древние традиций племени, организовывать религиозные церемонии и танцы. В целом, такой шаман занимается лишь целительством, но в определенных случаях может наносить вред своим врагам.


Кичуа воспринимают космос как единую систему с четырьмя мирами:
— Ahua Pacha (небо);
— Puyo l.lacta (тучи);
— Cai Pacha (земля);
— Ucu Pacha (внутренний мир)
Супай — это дух сельвы.

Центральный символ космологии древних Инков — Чакана. Чакана представляет собой многослойный символ с разной глубиной сложности объяснения.
Чакана, или Чак Ана — это мост в высшие сферы. Андский философ Хуан де Санта-Крус Пачакути (Juan de Santa Cruz Pachacuti Yamqui Salcamaygua), написавший в 1613 году «Хронику отношений в древности в царстве Перу», изобразил и описал пластину, на которой было запечатлено особое космовидение андского народа. Эта пластина находилась в главном алтаре храма Кориканча в Куско. На пластине изображена Чакана — мост, или лестница, позволявшая людям Анд поддерживать скрытую связь с Космосом.
Чакану разделяет в центре вертикальная линия, которая делит мир на две половины, или два аспекта — мужской и женский. В горизонтальной проекции мир делится на верхний (мир небожителей), средний (наземный) и нижний (подземный). Верх также имеет связь с мужским началом, а низ — с женским. По диагонали Чакана делится фигурой «X» с четырьмя углами дома, то есть всего универсума.
Чакана переводится с языка Кечуа как «лестница* или «крест* (в более точном варианте «tawa chakana», или же лестница четырех (сторон)). Этимология слова «chakana** восходит к двум словам из языка Кечуа: чака — chaka (мост, союз) и ханан — hanan (высота, верх). Эти два слова вмесге «chakana» — представляют собой символ союза между человеческим миром и Верхним Миром і Ханан Пачаі Удивительное изображение гак называемой ^звезды* на плато Пальпа также имеет соответствие с символом Чаканы:
Чакана символизирует суть философии андийских народов союз между низким и высоким, землей и солнцем, человеком и выс шим божественным миром. Это символический план, схема всею мироздания. Прежде всего, в Чакане отражается единство грех ми ров, образующих вселенную, а также источник космоса и основание всего, что когда-либо существовало и будеі существовать.
Чакану можно мысленно разделить на четыре части, или царства с тремя ступенями в каждом мире. Три ступени в каждом царстве символизируют три мира:
1. Верхний мир (Ханак пача — hanak pacha, или Ханан пача — hanan pacha, букв на Кечуа «hanak» — «верхний*, a *pacha* — «пространство», «мир»);
2. Мир, в котором обитают люди, Земной мир (Каи пача — -кау pacha», букв, «кау» — «этот»);
3. Подземный мир (Уку пача — uku pacha, букв, «uku* — «внутри», «внутренний»).
Верхний мир олицетворяет Кондор — кунтур (kuntur), Средний (Земной) мир олицетворяет Ягуар {puma), Нижний мир олицетворяет Анаконда (атагип).
В центре Чаканы находится отверстие, называемое Тикси Муиу (tiksi muyu), или «семя космоса», -источник бытия» (букв, -aksi» — «основа», «база», «фундамент» и «muyu» — «семя», -зерно», «зародыш», «зачаток», «начало»). Конечно же, сразу на ум приходит индотибетская мандала (символическое изображение квинтэссенции космоса), а также бинду (в пер. с санскр — «семя • — тражиенден г чех начало, центр всего внешнего и внутреннего мира.

@темы: шаманизм

URL
   

главная