03:36 

Алхимия

Alcheringa
Колдовские сны между гранями тессеракта

Алхи́мия (лат. alchimia, alchymia) — специфическая область натурфилософии, сформировавшаяся в лоне герметической традиции.
Слово «алхимия» попало в европейские языки из араб. الكيمياء‎ (’al-khīmiyā’), которое, в свою очередь, было заимствовано из среднегреческого (χυμεία — «флюид», χυμος — «сок», χυμενσιζ — «литьё»).
Алхимия («священное искусство», «герметическое искусство», по имени легендарного основателя алхимии - Гермеса Трисмегиста), (арабский «аль-кимия», латинский alchemia), эзотерическое учение и практика совершенствования («облагорожения», одухотворения) веществ природы (прежде всего металлов), а также тела и души человека, существовавшие в различных регионах и культурах в разные исторические периоды на протяжении нескольких тысячелетий. Термин «алхимия» восходит к греческому χυμε?α («искусство изготовления сплавов») или, по другой версии, - к древнеегипетскому km, отражённому в коптском kheme («чёрная земля», самоназвание Египта), с предполагаемым изначальным значением «египетское искусство».. Наука, сочетающая в себе натурфилософию, сакральные действия и технохимические процедуры, исходила из представления о субстанциальном единстве мира, о всеохватывающем параллелизме и сопряжённости элементов микрокосмоса и макрокосмоса. Ряды символических соответствий связывают человека, его дух, душу и тело с различными космическими силами, элементами (стихиями), 7 планетами и соотносимыми с ними металлами (в античных и средневековых алхимиях: Солнце = золото, Луна = серебро, Марс = железо, Меркурий = ртуть, Юпитер = олово, Венера = медь, Сатурн = свинец), а также сферой звёзд. Семиступенная эволюция металлов, «созревающих» в недрах Земли, начинается свинцом и завершается золотом (человек может искусственно ускорить её). Различными аспектами алхимического процесса («трансмутации») являются обретение практикующим алхимию человеком иного (совершенного) духовного статуса, физического излечения от всех болезней, получение «философского камня», дарующего бессмертие и способного обращать в золото «неблагородные металлы» (золото как символ бессмертия упоминается уже в индийских Ведах).
knowledge.su/a/alhimiya.html

История
- Античность. Алхимия складывается в эпоху поздней античности (II—VI века н. э.) в александрийской культурной традиции и представляет собой форму ритуального герметического искусства. В большой степени алхимия базируется на учении о 4 первоэлементах Аристотеля. Небесным покровителем алхимии в Александрии стал египетский бог Тот или его греческий аналог Гермес. Центром алхимии того периода считался храм Сераписа, при котором ок. 235 г. был открыт филиал Александрийской библиотеки. Среди значительных представителей греко-египетской алхимии, имена которых дошли до наших дней, можно отметить Болоса Демокритоса, Зосима Панополита, Олимпиодора.От александрийского периода осталось множество герметических текстов, представлявших собой попытку философско-мистического объяснения превращений веществ, среди которых знаменитая «Изумрудная скрижаль» Гермеса Трисмегиста.
- Арабский Восток. После падения Римской империи центр алхимических исследований перемещается на Арабский Восток, и арабские учёные становятся главными исследователями и хранителями античных трудов. Арабские алхимики внесли существенный вклад в развитие естественно-научных исследований, например, создав дистилляционный аппарат. Центром арабской алхимии стал Багдад, а затем Академия в Кордове
- Средневековье. После захвата Омейядами Пиренейского полуострова в VIII в. европейская наука получила возможность обогатиться научными достижениями Арабского Востока. Кроме того, обстоятельством, способствующим проникновению древнегреческих алхимических представлений в Европу стало изучение античных трудов, например доминиканцами Альбертом Великим (трактаты «Пять книг о металлах и минералах», «Малый алхимический свод») и его учеником Фомой Аквинским. Убежденный в совместимости греческой и арабской науки с христианской доктриной, Альберт Великий способствовал введению философии Аристотеля в схоластические курсы преподавания в Сорбонне (в 1250 г.). Первым европейским алхимиком стал францисканец Роджер Бэкон (1214—1294) (трактаты «Зеркало алхимии», «О тайнах природы и искусства и о ничтожестве магии»), также положивший начало экспериментальной химии в Европе. Среди других европейских алхимиков следует упомянуть Арнольда из Виллановы (1235—1313), Раймунда Луллия (1235—1313), Василия Валентина (немецкого монаха 15-16 вв.). Уже в первой половине XIV в. папа римский Иоанн XXII запретил алхимию в Италии, тем самым положив начало «охоте на ведьм», направленной против алхимиков.
- Возрождение. В XIV—XVI вв. алхимия всё теснее связывала свои цели с задачами практической металлургии, горного дела, медицины.
Наиболее значительный вклад в этот период совершил Парацельс. Он впервые начал использовать химические вещества и минералы в медицине.

Цели и задачи
Целью алхимиков во всех культурах является осуществление качественных изменений внутри одушевлённого или неодушевлённого предмета, его «перерождение» и переход «на новый уровень».
- Внешней алхимией называют алхимию, занимающуюся получением золота, составлением препаратов и снадобий, пилюль бессмертия, изучением глубинной (оккультной) сущности веществ и химических реакций .
- Внутренней алхимией называют трансмутацию духа. В рамках внутренней алхимии человек или его отдельные материальные и нематериальные компоненты (сознание, дух, душа, отдельные энергии и т.п.) рассматриваются как субстанции, обладающие определёнными химическими и физическими свойствами, с которыми можно производить операции, описываемые на языке химических превращений.
Во всех алхимических системах важное значение имеют идеи:
- очистки и концентрации участвующих в работе веществ или вещества путём прокаливания, переплавки, амальгамирования, дистилляции;
- священного брака, соединения противоположностей.
Параллельно основной — химической — метафоре часто развиваются другие символические ряды; особенно богата в этом отношении европейская алхимия. Так например, философский камень именовался как «красный лев», «великий эликсир», «философское яйцо», «красная тинктура», «панацея», «жизненный эликсир» и пр. Для александрийской, арабской и европейской алхимических традиций крайне важную роль играет также идея смерти (обычно в форме убийства) и воскрешения мёртвых.
Реальные алхимические традиции, по всей видимости, сочетают внутреннюю работу с получением и приёмом некоторых веществ. Как и все эзотерические знания, алхимия строится на постулате о подобии микрокосма и макрокосма.
Огромное значение имеет психологическое состояние адепта, который должен быть настроен на правильные внутренние процессы, не расходуя энергию зря.

Концепции
Философский камень (лат. lapis philosophorum), он же магистерий, ребис, эликсир философов, жизненный эликсир, красная тинктура, великий эликсир, пятый элемент — в описаниях средневековых алхимиков некий реактив, необходимый для успешного осуществления превращения (трансмутации) металлов в золото, а также для создания эликсира жизни. В алхимических трактатах символом философского камня часто выступает змей Уроборос, пожирающий свой хвост. Другим символом эликсира является ребис — гермафродит, появляющийся в результате соединения «короля» (философской серы) и «королевы» (философской ртути) в алхимический брак. Также символом философского камня является лев, глотающий солнце.
Этому средству приписывалась могучая сила: оно должно было не только облагораживать металлы, но и служить универсальным лекарством; раствор его, в определённой степени разведённый, так называемый золотой напиток (лат. aurum potabile — «питьевое золото»), принятый внутрь в малых дозах, должен был исцелять все болезни, молодить старое тело и делать жизнь более продолжительной.
Другое таинственное средство, уже второстепенное по своим свойствам, носившее название белого льва, белой тинктуры или малого магистериума, ограничивалось способностью превращать в серебро все неблагородные металлы. В эзотерическом смысле камень символизировал трансмутацию низшей животной природы человека в высшую, божественную.
Истинные алхимики не стремились к получению золота, оно было лишь инструментом, а не целью. Целью для них был сам философский камень. И духовное освобождение, превознесение, дарующиеся тому, кто им обладает — абсолютная свобода (надо отметить, что камень, по большому счёту, и не камень вовсе, чаще его представляют как порошок, либо раствор порошка — тот самый эликсир жизни).
Аб-и-хайат — арабский аналог эликсира жизни.
Трансмутация (от лат. trans — сквозь, через, за; лат. mutatio — изменение, перемена) — превращение одного объекта в другой. Трансмутация в алхимии — превращение одного металла в другой; обычно подразумевалось превращение неблагородных металлов в благородные. Осуществление трансмутации являлось главной целью алхимии, для достижения которой велись поиски философского камня. В метафизическом смысле, касающемся и духовной сферы — преобразованию подвластен не только материал, но и личность.
Магические обряды, ритуальные действия, заклинания рассматривались как способ влияния на природные и божественные силы, которые могли помочь в осуществлении мистического творения, то есть превращения одного вещества в другое (трансмутация, тетрасомата и пр.).
Превращения обоснованы наличием первоматерии, первоначальных элементов: четырёх в западной традиции (огня, воды, земли и воздуха) и пяти в восточной (огня, воды, земли, металла и дерева).
В европейской алхимии между первоматерией и отдельными порождёнными ею материальными телами лежат два промежуточных «звена».
Первое звено — это всеобщие качественные принципы мужского (сера) и женского (ртуть) начал. В XV веке к ним добавили ещё третье начало — «соль» (движение).
Второе звено — это состояния, качества, свойства первоэлементов: земля (твёрдое состояние тела), огонь (лучистое состояние), вода (жидкое состояние), воздух (газообразное состояние), квинтэссенция (эфирное состояние).
В результате взаимодействия качественных принципов (начал) и состояний первоэлементов можно осуществлять любые трансмутации веществ.
Тетрасомата (от др.-греч. τετράς — четыре, σῶμα — тело) — описываемые александрийскими (греко-египетскими) алхимиками стадии процесса приготовления искусственного золота (с точки зрения сегодняшней химии — изготовления фальсифицированных под золото сплавов).
Тетрасомия. Исходный сплав изготовляется из олова, свинца, меди и железа. По мнению авторов описаний, этот четверной сплав, окрашенный вследствие окисления с поверхности в черный цвет, обладал свойствами земли. При нагревании он плавился, приобретая свойства воды.
Аргиропея (др.-греч. ἄργυρος — серебро; ποιέω — делаю). Стадия представляет собой отбеливание «тетрасоматы» сплавлением её с мышьяком и ртутью, в результате чего сплаву придаются свойства серебра.
Хризопея (др.-греч. χρυσός — золото). К «серебру», полученному в результате аргиропеи, добавляли очищенную серу и «серную воду», а также золото — для «закваски».
Иозис (ιωσις — томление, брожение). Окрашивание хризопейного сплава в золотистые тона травлением квасцами или окуриванием (томлением) в специальном приборе — «керотакисе».
Великое делание (лат. magnum opus) — в алхимии процесс получения философского камня (иначе именуемого эликсир философов), а также достижение просветлённого сознания, слияния духа и материи. Некоторые из алхимиков утверждали, что им удалось успешно осуществить Великое делание; в их числе Николя Фламель и Калиостро. Элифас Леви, один из первых современных церемониальных магов и вдохновитель Герметического Ордена Золотой Зари, даёт такое определение:
Великое делание, прежде всего, создание человеком себя самого, то есть, полное и всеобщее раскрытие его способностей, власть над своей судьбой, и, в особенности, совершенное освобождение его воли.
Великое Делание состоит из различных операций (кристаллизация, выпаривание, сублимация и т. д.) и включает в себя несколько этапов, характеризующихся цветовыми изменениями компонентов: так называемые «чёрная», «белая», «жёлтая», и «красная» стадии (nigredo, albedo, citrinitas и rubedo).
- Нигредо — подготовительная стадия, связанная со свинцом. Аллегорией нигредо в алхимической символике обычно являлся ворон.[6] На этой стадии имеет место растворение Философского Меркурия и коагуляция Серы.
- Альбедо — из получившейся светящейся жидкости выпаривают шлаки, в результате чего должен получиться малый эликсир (Aqua Vitae), способный превращать металлы в серебро.
- Цитринитас — третья стадия, выделялась только ранними алхимиками. Её описание не сохранилось.
- Рубедо — четвёртая и последняя стадия — осуществление нового союза (брака) Меркурия и Серы. Рубедо связано с планетой Юпитер и Солнцем, с четвёртой лунной фазой. Продуктом рубедо является великий эликсир, или магистерий.
Количество необходимых для реализации философского камня компонентов разными алхимиками понималось по-разному (к Меркурию и Сере, составляющих вместе так называемый ребис, некоторые из них добавляли Соль).

Элементы и металлы
- Субстрат (первоматерия, первовещество, первостихия, первоэлемент, единое начало, materia prima) (от лат. substratum — основа, фундамент) — в широком смысле, основа всего существующего. При этом субстрат часто отождествляют с материей и субстанцией. В более узком смысле, под субстратом понимают те простейшие структуры или образования, которые остаются устойчивыми, неизменными при любых преобразованиях вещи и обусловливают её конкретные свойства (например, атомы при химических реакциях).
- Стихии или элементы (лат. elementa — первовещество; от др.-греч. στοίχος — члены ряда, то есть первоначально буквы алфавита) — в античной и средневековой натурфилософии четыре первоначальных вещества, к которым также добавлялся «пятый элемент». Понятие впервые в традиционном смысле было употреблено Платоном, который считал стихии правильными многогранниками, Аристотель развил идею до универсального философского понятия. В средневековье учение о первоэлементах было одной из теоретических основ алхимии и астрологии.
Аристотель предположил, что первоэлементами являются 5 стихий: воздух, вода, земля и огонь и эфир (небесная субстанция). Каждый элемент представляет собой одно из состояний единой первоматерии — определённое сочетание основных качеств — тепла, холода, влажности и сухости:
Тепло + сухость = Огонь
Тепло + влажность = Воздух
Холод + влажность = Вода
Холод + сухость = Земля.
Пятый же элемент эфир — начало движения.
Возникшими из единого правещества представлялись и мифологические боги, само же правещество мыслилось как высшее и абсолютное божество (Arist. Phys.).
- Пять элементов у-син
В древнекитайской философии существует аналогичное учение — У-син, в котором называется пять элементов, или стихий.
Включает в себя пять классов (Дерево, Огонь, Земля, Металл, Вода), характеризующих состояние и взаимосвязь всех существующих предметов и явлений. Возникновению у-син предшествует развертывание следующих состояний:
- «Беспредельное» или «Отсутствие предела» (англ.)русск. (кит. 無極, 无极, wújí, У Цзи);
- Великий предел (тай цзи);
- Инь-Ян.
Пяти элементам присущи два основных циклических взаимодействия: взаимопорождение и взаимопреодоление.
- Взаимопорождение состоит в следующем: Дерево порождает Огонь, Огонь порождает Землю, Земля порождает Металл, Металл порождает Воду, Вода порождает Дерево.
- Взаимопреодоление состоит в следующем: Дерево побеждает Землю, Земля побеждает Воду, Вода побеждает Огонь, Огонь побеждает Металл, Металл побеждает Дерево.
- Семь алхимических металлов
Алхимическими металлами «управляют» семь планет классической астрологии. В алхимической практике для обозначения металла чаще всего используется символ управляющей планеты:
1 Солнце (Sol) ☉☼ управляет Золотом, 79Au
2 Луна ☽ управляет Серебром, 47Ag
3 Венера ♀ управляет Медью, 29Cu
4 Марс ♂ управляет Железом, 26Fe
5 Юпитер Jupiter symbol.svg управляет Оловом, 50Sn
6 Меркурий ☿ управляет Ртутью, 80Hg
7 Сатурн ♄ управляет Свинцом, 82Pb
Планеты Уран (1781), Нептун (1846) и карликовая планета Плутон (1930) были открыты уже после того, как на смену практической алхимии пришла химия, и не имеют соответствующих алхимических символов. Некоторые современные алхимики рассматривают в качестве символов этих планет радиоактивные элементы Уран, 92U, Нептуний, 93Np и Плутоний, 94Pu.
Английский математик, астроном, астролог и оккультист Джон Ди (1527—1608 или 1609) разработал иероглифическую монаду (лат. Monas Hieroglyphica) — композитный глиф, который он описал как сочетание символов Солнца, Луны и первичных элементов.
- Мунданные («Мирские») элементы
Сурьма ♁ , Мышьяк , Висмут , Бор , Магний ⊛, Фосфор, Платина ☽ ☉, Калий , Камень, Сера Sulfur , Цинк
- Алхимические соединения
Антимония (хлорид аммония) Sal ammoniac *
Aqua Fortis, A.F. (азотная кислота)Aqua Fortis A.F.
Aqua Regia, A.R. (царская водка) Aqua Regia A.R.
Spiritus Vini, S.V. (этанол) Spirit of Wine S.V.
Амальгама Amalgama
Киноварь, сульфид ртути, Cinnabar (Mercury sulfide) Cinnabar Symbol.svg
Витриоль (серная кислота) Vitriol
- Двенадцать алхимических процессов рассматриваются как основа современных химических процессов. Каждым из этих процессов «управляет» один из двенадцати знаков зодиака:
Разложение путём окисления/прокаливания (Овен); Calcination (Aries )
Модификация через застывание/коагуляцию (Телец); Congelation (Taurus )
Модификация через фиксацию (Близнецы);Fixation (Gemini )
Соединение (Союз) через растворение (Рак); Dissolution (Cancer )
Разложение путём пищеварения/прогревания (Лев); Digestion (Leo )
Разделение (сепарация) путём дистилляции (Дева); Distillation (Virgo )
Разделение путём сублимации (возгонки вещества) (Весы); Sublimation (Libra )
Разделение путём фильтрации (Скорпион); Separation (Scorpio )
Модификация через размягчение до воскообразного состояния (Стрелец); Incineration (Sagittarius )
Разложение путём ферментации/путрефакции (Козерог); Fermentation (Capricorn)
Соединение (Союз) через умножение (Водолей); Multiplication (Aquarius )
Соединение (Союз) через проекции/проецирование (Рыбы) Projection (Pisces ).
- Алкагест (Alkahest; в дореволюционной русской традиции Алькаэст) или Универсальный растворитель (лат. Menstruum universale) в алхимии — жидкая субстанция, обладающая способностью растворять все без исключения тела (вещества). Парацельс, впервые употребивший термин алкагест в начале XVI века, произвёл его, по-видимому, от араб. القالي‎ al-kali (щёлочь).
- Кра́сная ртуть, Red Mercury 20/20 (RM-20/20), Compound-20/20 или многофункциона́льный катализа́тор — несуществующее вещество, Считалось, что это вещество обладает, помимо всего прочего, большой плотностью (20 г/см³[3]), температурой замерзания в −150 °C, токсичностью на уровне KCN и радиоактивностью
- Mutus Liber Николас Фламель жил во Франции в XIV веке и, как считается, узнал, как делать философский камень. Есть упоминания о нём (и о том, как его видели) на протяжении веков, так, как предполагается, что он обрёл бессмертие. Он и его жена Перенелла посвятили свою жизнь созданию «вечного эликсира». Фламель покупает у незнакомца книгу Авраама Еврея, которая являлась своеобразной инструкцией к изготовлению философского камня. Алхимик оставляет потомкам абстрактную инструкцию Mutus Liber («Немая книга»), которая не содержит ни единого слова и полностью состоит из гравюр, отображающих различные стадии создания эликсира.

В начале XX в. швейцарский психолог Карл Юнг предположил, что алхимическая философия представляла собой «протопсихологию», нацеленную на достижение индивидом индивидуации или попытку духовного развития, которая достигается, в частности, в результате Великого Делания. Уробороса Юнг считал символом бессмертия и одним из основных алхимических архетипов. Поиск философского камня был стремлением научиться обращаться со смертью, а процесс его изготовления Юнг сравнивал с этапами становления личности.


URL
   

главная