Alcheringa
Колдовские сны между гранями тессеракта
Чакры
Чакра (санскр. चक्र, cakra букв. «круг», «колесо», «диск», «мандала») в духовных практиках индуизма — центры силы и сознания, расположенные во внутреннем (тонком) теле человека. В индуизме считается, что в теле человека чакрам соответствуют различные нервные сплетения и железы. В духовных практиках индуизма чакры — это точки пересечения нади, по которым в теле человека протекает жизненная энергия (прана).
Их больше, чем семь, и они распространяются как выше, так и ниже физического тела. Вот основные. (кликабельно)
, , ,

Семь основных

Крупнее
(в разработке)
нижние пять из которых являются вместилищами первоэлементов (стихий), в индуизме их называют таттвами:
1. Муладхара-чакра — содержит метаэлемент Земли, который соответствует твёрдому агрегатному состоянию вещества. Она проецирует вокруг человека ту часть материального мира, которую он может почувствовать через своё осязание. Связанна с запахом.
2. Свадистана-чакра — содержит метаэлемент Воды, который соответствует жидкому агрегатному состоянию вещества. Она проецирует вокруг человека ту часть материального мира, которую он может ощутить через свой вкус.
3. Манипура-чакра — содержит метаэлемент Огня, который соответствует плазменному агрегатному состоянию вещества. Она проецирует вокруг человека ту часть материального мира, которую он может ощутить через своё зрение. Связанна с визуальным восприятием, глазами, формой.
4. Анахата-чакра — содержит метаэлемент Воздуха, который соответствует газообразному агрегатному состоянию вещества. Она проецирует вокруг человека ту часть материального мира, которую он может почувствовать, осязать. Связанна с тактильными ощущениями.
5. Вишуддхи-чакра — содержит метаэлемент Эфира, который соответствует волновому и звуковому агрегатному состоянию вещества. При этом эфир описывают как мистическое пространство не имеющее ни объёма, ни времени. Её можно ощутить через свой внутренний слух (имеются в виду тонкие звуки, которые улавливаются в результате специальных тренировок).





Другие чакры
Некоторые источники вспоминают и о других, «второстепенных» чакрах. Среди важнейших из них следует вспомнить как Лалана-чакру и Бинду, так и, например, Манас-чакру и Сома-чакру, которые помещаются возле Аджна-чакры, Йоништхану, которая находится близ Муладхары и др.

, ,
  • Сурья- чакра. «Солнечная». Находится на половине промежутка между мечевидным отростком грудины и пупком, в области солнечного нервного сплетения. Сурья-чакра контролирует правильную работу органов брюшной полости. При активации продлевает жизнь и символизируется деревом, исполняющим желания. Эту чакру можно активизировать упражнениями по задержке дыхания.
  • Манас-чакра. Чакра разума. Находится посередине расстояния между сердцем и пупком. Манас-чакра регулирует воображение, эмоции, созидание. Для развития этих способностей следует выполнять упражнения для активизации чакры. Активизируется задержкой дыхания.
  • Сома-чакра «Лунная». Находится по центру головного мозга. Эта чакра принимает участие в стабилизации нормальной температуры тела.
  • Сердечная чакра В области левого соска находится собственно чакра сердца. Эта чакра отвечает за здоровье сердца и сердечно-сосудистой системы. Вся чакра наполнена голубым светом. Вверху и внизу на большом расстоянии друг от друга симметрично расположены два светло-желтых полулуния. Боли в сердце начинаются тогда, когда полулуния приближаются друг к другу. Чем меньше расстояние между ними, тем сильнее будут выражены боли и тем серьезнее заболевание сердца. В момент соприкосновения полулуний наступает инфаркт.
  • Чакра тринадцатого мира. Находится в области правого соска. В этой чакре концентрированно собирается весь астральный негатив внутреннего мира человека. Когда негатива собирается слишком много, энергия чакры тринадцатого мира начинает разрушать организм, нарушая гармоничное течение энергии по организму и разрушая межчакровые связи. Нуждается в регулярном очищении. Однако при этом необходимо соблюдать два условия. Во-первых, эту работу можно выполнить только при помощи сильного биоэнергетика с большим опытом. Во-вторых, для успешной работы с чакрой тринадцатого мира необходимо, чтобы пациент принял в этом процессе активное участие. Для этого необходимо сильное желание избавиться от негативных мыслей и эмоций, и занятия духовными практиками.
  • Лалата-чакра. Находится по срединной линии лба у границы роста волос. Эта чакра отвечает за поведенческие реакции и судьбу человека.Лалана-чакра — это второстепенная чакра, тесно связанная с Бинду и Вишуддхи-чакрой. Она локализуется в позвоночнике на уровне основания языка. После того как нектар оставляет Бинду и перед тем как достичь Вишуддхи, он сохраняется в Лалана-чакры. В этой чакре нектар или становится ядом, или становится блаженством, в зависимости от того, насколько пробуждённые и активные Лалана- и Вишуддха-чакры.
  • Бинду, источник плодоношения, находится за пределами обусловленной жизни, и потому даже в тантрических текстах очень мало об этом сказано. Бинду висарга является как бы конденсатором всех карм прошлых жизней человека. Эти кармы находятся не только в форме васан (идей), но и в форме памяти. Слово “бинду” означает “капля” или “точка”. Правильнее говорить - “бинду висарга”, что буквально означает “падение капли”. Бинду представлена полумесяцем и белой каплей нектара, который стекает в вишуддха чакру. Их этого основного источника всё проявляется и в него всё возвращается. Как говорится в священных текстах, “...Бинду – источник слова и его значения. Из этого же источника произошёл эфир, воздух, огонь, вода, земля и буквы алфавита” (Кама Кала Виласа, стихи 6-9). Бинду локализована на вершине затылка, там, где индийские брахманы оставляют пучок волос

Чакровый круг
Между затылочными буграми в области продолговатого мозга находится чакровый круг, состоящий из двенадцать чакр. Расположены они так же, как расположены цифры на циферблате часов и соответствуют им по номерам.
Каждая из чакр круга связана с определенной системой организма. Особенность этих чакр состоит в том, что в норме все они находятся в неактивном состоянии. Если какая-либо из чакр круга проявляет активность, то это указывает на заболевание связанной с ней системы или наличие в организме тревожных процессов.
Чакры расположены следующим образом:
1 – сердечно-сосудистая система;
2 – органы головы;
3 – онкологические болезни;
4 – мочеполовая система;
5 – система кроветворения;
6 – связана с чакрой 13-го мира;
7 – онкологические болезни;
8 – органы желудочно-кишечного тракта;
9 – онкологические болезни;
10 – иммунная система;
11 – эндокринная система;
12 – центральная нервная система.

Нижние чакры
  1. Также есть семь нижних чакр. Они расположены в области ног и связаны с низшими, «животными» инстинктами.
  2. Атала-чакра. Расположена в области верхней части бедер. Эта чакра управляет похотью и страстью.
  3. Витала-чакра. Расположена на уровне середины бедер. С этой чакрой связаны гнев и негодование.
  4. Сутала-чакра. Расположена на уровне колен и связанна с ревностью.
  5. Талатала-чакра. Находится на уровне середины голени. Эта чакра связана с инстинктами.
  6. Расатала-чакра. Находится на уровне лодыжек и связана с центром чистого эгоизма.
  7. Махатала-чакра. Расположена на уровне стоп. Чакра связана с отсутствием совести и внутренней слепотой.
  8. Патала-чакра. Расположена на уровне подошв ног. Чакра связана с областью убийства и ненависти.
Источник: otebe.info/statj/ostalnye-chakry.html#ixzz3Ac66...

В буддистской космологии существует понятие «чакра», отличающееся от общепринятой «энергетической» версии и связанное с очень широким символизмом, который в буддизме укладывается в идею колеса. Это, в частности, и «колесо закона» (дхармачакра), которое символизирует четыре истины Будды, «колесо жизни» (сансарачакра), которая отображает цикличность процессов смерти и рождения, «колесо времени» (калачакра) и др.
В тибетской тантрической традиции обычно рассматриваются три чакры, которые ставятся в соответствие трём телам Будды в одной интерпретации. В другой они соответствуют Мысли (сердечный центр), Речи (горловой центр) и Телу Будд (мозговой центр). Высшим состоянием в буддизме считается то состояние, которое соответствует сердечному центру (анахате или хридае). Дополнительной четвёртой чакрой в тантре считается «тайная» чакра, расположенная, как предполагает буддолог Е. А. Торчинов, «у основания позвоночника».
В буддийской йоге считается, что активизация данных чакр может привести к получению последователем таких сверхспособностей (риддх), как левитация, невидимость и других.

Отдельные школы медитации и тантры, древние и современные, могут рассматривать свои системы чакр, включая в неё малые центры, иногда их количество доходит до десятков.
В рэйки считается, что у человека 108 чакр — 7 основных и 101 малая.
В так называемой «тантре левой руки» понятия чакры связано со специфическими ритуалами, которые выполняются в специальных группах, где члены группы размещаются вокруг определенного символа.

Каналы-нади
Нади (санскр. नाडी, nāḍī — канал, трубка, вена, пульс) — система каналов, по которым в соответствии с представлениями йоги и тантры движется жизненная энергия (прана, Ци). Система нади подобна принципу меридианов в традиционной китайской медицине. Слово «нади» происходит от корня nad, означающего «полую трубку», «звук», «вибрацию» и «резонанс»
Все нади берут начало в одном из двух центров: кандастхане (чуть ниже пупка) и в сердце
Имеются разные указания о количестве каналов Нади. В «Шива-самхите» говорится о 350 000 нади. Хатха-йога-прадипика (1500 г. н. э.). упоминает 72 000 нади. Выделяют три основных канала. Это Сушумна, Ида и Пингала.
1. Сушу́мна, Сушумна-нади (санскр. सुषुम्णा, suṣumṇā — солнечный луч) — по представлениям йоги, центральный нади (канал) энергетической системы человека. Этот энергетический канал проходит через внутреннюю часть позвоночного столба, соприкасаясь с падмой каждой из чакр. Сушумна берет начало у основания позвоночника (в месте расположения Кундалини), проходит вдоль спинного мозга и заканчивается на макушке головы. Рядом с Сушумной есть два других канала — Ида и Пингала. Вместе образуя Юкта-Тривени, они поднимаются спирально вверх, а затем соединяются в точке, называемой брахма-двар (дверь Брахмы). Сушумна имеет красноватый цвет. Относится к эфирному телу человека. Внутри неё, подобно матрешкам, вложенным одна в другую, проходят три ещё более тонкоматериальных канала — соответственно, ваджра-нади или ваджрини-нади (сверкающая, как Солнце), бледная читтрини-нади, и ещё более тонкая, сияющая неземным сверканием, брахма-нади, по которой сила Кундалини, пробуждаясь, восходит вверх к Сахасрара-чакре.
2. Пинга́ла, Пингала-нади (санскр. पिङ्गल, piṅgala — коричневый) также называют солнечным каналом, коричневым каналом, мужским психоэнергетическим потоком. Нади Пингала берёт своё начало в центре кандастхан (немного ниже пупка), проходит справа от сушумны и оканчивается в правой ноздре.
3. Ида, Ида-нади (санскр. ईडा, idā — охлаждение, утешение, похвала) также называют лунным каналом, успокаивающим каналом. Этот канал считается по природе женским и по нему течёт эмоционально физическая энергия. Синоним — Идакалай. Нади Ида берёт своё начало в центре свадхистхана (немного ниже пупка), проходит слева от сушумны и оканчивается в левой ноздре. Используя особые дыхательные упражнения, можно воздействовать на Иду и тем самым пробуждать свои дремлющие энергетические центры.

,

Кундалини (कुण्डलिनी;) (санскрит) означает «свёрнутый кольцом», «свернутый в форме змеи». В йоге, эзотерике — представление об энергии, сосредоточенной в основании позвоночника; существуют различные методы и практики, цель которых заключается в том, чтобы «пробудить змею», осуществив подъём энергии по позвоночнику.
Согласно традиционным индийским представлениям, без предварительной очистки системы каналов (нади) продвижение силы змеи кундалини вверх по осевому каналу невозможно. Кроме того, такая попытка опасна, так как вместо центрального канала (сушумна-нади) энергия будет направлена либо по ида-нади, либо по пингала-нади, то есть по периферии центрального канала, что нанесёт здоровью и уму значительный ущерб. Когда энергия кундалини входит в чакру Сушумна, считается, что возникает связь с «тонким миром» вследствие того, что психика человека получает способность излучать сверхкороткие волны[источник не указан 1229 дней]. По этой причине предполагается возможность напрямую влиять на вакуум и элементарные частицы, переводить вакуум в материю или материю в вакуум. Именно из-за проблем удержания энергии кундалини в седьмой (теменной) чакре сам этот факт в большинстве духовных культур называется прижизненным освобождением, что подчеркивает трудности удержания энергии кундалини в седьмой (теменной) чакре — они практически несовместимы с жизнью.
Основными признаками кундалини являются:
- Переживание «внутреннего огня». Это ощущение особого «духовного жара», которое охватывает все тело. Обычно это состояние крайнего удовольствия, но иногда, в случае сопротивления Эго, может и вызывать мучение.
  • - Появление парапсихологических феноменов. Ясновидение, предвидение, телепатия, вещие сны, юнговская синхронистичность, неожиданное видение ауры, чакр, спонтанное вспоминание прошлых жизней — обычный феномен кундалини, внетелесные переживания. Правда, следует сказать, что в каждом конкретном случае активируется что-то свое
  • - Ощущение единства всего со всем. Труднопередаваемое на языке слов состояние расширения сознания, когда человек чувствует себя частью единого потока и это дарует непередаваемое наслаждение.
  • - Обострение интуиции. Это тесно связано с пунктом три. Человек, испытавший подъем кундалини, чувствует, что его ведет некая высшая по отношению к нему сила.
  • - Резкие перепады настроения. От абсолютного восторга до крайней депрессии вплоть до суицидальных импульсов, причем переход может происходить в короткий период времени. Потому очень часто признаки кундалини интерпретируются как маниакально-депрессивный психоз, что, с точки зрения духовных традиций, в корне ошибочно.
  • - Изменение сексуального темперамента. Бывает совершенно различным. От полной потери интереса к сексу до внезапного взрыва бешеной сексуальной активности.
  • - Переживание всеобщей любви. Более глубокое чувствование духовных текстов, до состояния инсайта.
  • - Видение в воображении определенных символов. К примеру, появление в сновидениях образа Змеи иногда может свидетельствовать об активности кундалини.

Дхату
Дха́ту — в индуизме семь основных тканей, составляющих человеческое тело. Дхату поддерживают физическую стабильность тела.
Дхату являются одной из трёх составляющих шариру (оболочки) наряду с доша и мала. Находясь в состоянии равновесия, они поддерживают здоровье тела; дисбаланс дхату приводит к болезни или смерти.
Согласно аюрведе, дхату следуют друг за другом в определённой логической последовательности. Всего в теле человека насчитывается семь дхату.
  1. Раса дхату (плазма) Связана с элементом вода (Свадхиштхана - 2-я чакра), присутствует в организме в жидкой форме. Раса дхату снабжает питательными веществами остальные.
  2. Ракта дхату (кровь) Связана с элементом огонь (Манипура - 3-я чакра). Наполняет организм жизненной энергией. Избыток ракта дхату ведёт к желтухе, воспалению кровеносных сосудов и кожи.
  3. Мамса дхату (мускулы) Связана с элементом земля (Муладхара - 1-я чакра). Составляет мускульную ткань и ответственна за физическую силу тела.
  4. Меда дхату (жировая прослойка) Связана в элементами вода и земля (Свадхиштхана - 2-я чакра, Муладхара - 1-я чакра). Ответственна за «смазку» мускулов и связок.
  5. Астхи дхату (костная и нервная ткани) Связана с элементами воздух и земля (Анахата - 4-я чакра, Муладхара - 1-я чакра). Является основой для всех других дхату.
  6. Маджа дхату (костный мозг) Образована водным элементом (Свадхиштхана - 2-я чакра). Вырабатывает кровяные тельца, а также жидкость для увлажнения глаз и кожи.
  7. Шукра дхату (репродуктивная ткань) Функция шукра дхату — сотворение жизни. Термин «шукра» изначально значил «сперма», но в современной аюрведе шукрой считается и женская репродуктивная ткань.
Каждая дхату содержит «внутренний огонь» — агни, необходимый для процесса обмена и регенерации тканей. Каждая предыдущая дхату создает питание для последующей, и в результате этого метаболизма возникают «вторичные» продукты. Каждая удовлетворяет определенную потребность Ахамкары (эго), тем самым давая возможность обратиться к следующей потребности.
  1. При обмене между расой и рактой образуется слизь, участвующая в защите слизистых оболочек от внешних повреждений.
  2. При обмене между рактой и мамсой образуется желчь, выделяемая в двенадцатиперстную кишку и участвующая в пищеварении.
  3. При обмене между мамсой и медой образуется сера, которая накапливается в наружных отверстиях тела.
  4. При обмене между медой и астхи образуется пот, участвующий в регулировании жидкостного и теплового баланса организма и удаляемый через кожу.
  5. При обмене между астхи и маджой образуются ногти и волосы.
  6. При обмене между маджой и шукрой образуются слёзы.


Таттвы
Таттва — изначальная субстанция, первоэлемент в индуистской метафизике (особенно в философском направлении санкхья). Этим термином так же обозначается процесс непосредственного «познания» пяти первоэлементов. Слово таттва состоит из двух частей: тат (санскр. तत्, «этот, такой») и твам (санскр. त्वम्, «ты, тебе»). В данном контексте термин обозначает таковость, истинную сущность или качество всего. По сути своей герменевтическая трактовка описывает два слога этого слова как божественную природу (тат) и индивидуума (твам) — «Вселенная есть ты» (см. тат твам аси). Указанная трактовка напрямую связана с концепцией отношений макрокосм-микрокосм.
Таттва (санскр. तत्त्व, tattva IAST, «реальность, сущность, первоэлемент») — в индуистской метафизике (главным образом в философском направлении санкхья) — изначальная субстанция, первоэлемент. Этим термином также обозначается процесс непосредственного «познания» пяти первоэлементов.Кроме того, это и движение универсального эфира, связанное с естественной циркуляцией энергии.
Таттвы в системе философии санкхья включают пурушу(дух), пракрити (материю или природу), и еще 23 элемента которые развиваются из пракрити под влиянием и для целей пуруши..
Астрология изучает проявление таттв во времени. Это как самый малый период цикла. Каждые два часа пять таттв завершают полный цикл. Таким образом, каждая таттва длится 24 минуты. Цикл начинается в момент восхода Солнца, когда солнечный диск пересекает математический горизонт. Каждая таттва имеет свое имя, цвет и планетарных управителей.

Существует пять таттв, или начал:
1. Акаша — эфир.
2. Вайю — воздушное начало.
3. Теджас — принцип Света и огненное начало.
4. Апас — водное начало.
5. Притхиви — земное начало.



Таттва в которую родился человек, усиливает влияние соответствующей планеты в его карте рождения. Так, например, если человек родился в таттву Марса, то качества Марса у него будут усилены, — он будет более активным, решительным, возможно, более агрессивным.
Первой после восхода Солнца идёт таттва АКАША, она находится под влиянием Сатурна и цвет её – черный.
Вторая таттва – ВАЙЮ, — под влиянием Меркурия и Луны, цвет её зелёный и синий.
Третья таттва – ТЕДЖАС, — под влиянием Солнца и Марса, имеет красный цвет.
За ней следует таттва ПРИТХИВИ, — под влиянием Юпитера, цвет её жёлтый.
И, наконец, последняя, АПАС, находится под влиянием Венеры и имеет белый цвет.

Акаша – таттва
Серьёзный характер этой таттвы показывает, что в этот период человек не должен ничего предпринимать и начинать. Это таттва молчания и она хороша для молитвы, медитации, самоуглубления. Начало творческого процесса в это время может принести муки и страдания, а любое начатое дело не будет успешным. Если в эту таттву завяжется дружба или любовь, то она принесет разочарования и, возможно, быстрый разрыв. Под влиянием этой таттвы наступает смерть, обычно она приходит после тяжелой и изнурительной болезни. Акаша очень редко приносит беременность, а если это случается, то может принести смерть матери.
Во время влияния этой таттвы человек склонен к пессимизму, душевной дисгармонии и унылому настроению. Часто человек не в состоянии понять даже самые простые вещи, восприятие замедляется, наблюдается забывчивость.

Вайю – таттва
Вайю – таттва это принцип движения и быстроты. Это ветер, воздух, полет, ходьба и всякое движение вперед. Она связана с быстрыми энергиями, контактами, обменом информацией. В эту таттву хорошо начинать туристские и горные походы, человек становится намного выносливее и не так быстро устаёт.
Во время этой таттвы желательно решать проблемы, нуждающиеся в быстром ответе. Хорошо идёт работа, требующая воображения и фантазии. Но не желательно во время этой таттвы делать покупки, а также переходить на новую работу и заводить знакомства. Брак, заключенный в этой время, будет не совсем удачный. Зачатие в этой таттве опасно и может принести матери много забот и тяжёлые роды. В это время усиливаются сплетни, клевета и интриги. Предложения и информация, которые приходят в эту таттву, ненадежны и требуют проверки. Человек, рождённый в эту таттву, имеет неустойчивую нервную систему, а при неблагоприятных аспектах, бывает раздражительным или завистливым.

Теджас – таттва
Она дает человеку много энергии, активности, динамизма. У человека, рождённого в эту таттву, проявляется независимость и большое стремление к свободе. При неблагоприятных аспектах может проявиться агрессивность и вспыльчивость.
Теджас – таттва вызывает избыток тепла в организме. В это время человек может купаться в самой холодной воде, не простужаясь, его тянет к острой пище. Глаза становятся зорче. Лечение болезненных проявлений приводит к улучшению.
Во время этой таттвы хорошо начинать новые дела, проводить зрелищные и спортивные мероприятия, в общем всё, что требует смелости, решительности и силы.
Неблагоприятное влияние этой таттвы сказывается в том, что у человека проявляется склонность к агрессивным поступкам, ревность, вспыльчивость, желание спорить. Если в это время заключен брак, то супруги будут постоянно бороться за первенство. Нежелательно в это время делать операции. Для начала поездок и путешествий эта таттва нежелательна.

Притхиви – таттва
Эта таттва усиливает волю к жизни, дает стремление к справедливости и оптимизм. Всякое дело, начатое в этот период, проходит успешно и благоприятно и, кроме того, оно прочно и надежно.
Притхиви действует сглаживающе, объединяюще. Браки, заключенные в эту таттву, протекают в гармонии и любви, дружеские и любовные связи благоприятны и прочны. Ребенок, рожденный в эту таттву, очень любит своих родителей и сильно привязан к ним. В этот период человек, защищающий свои права, найдет справедливых судей и адвокатов, которые успешно проведут его дело.
Болезни и кризисы, начинающиеся в это время, проходят безопасно и быстро. Тот, кто начинает лечение в эту таттву, обязательно выздоровеет.
Во время Притхиви нужно начинать всё, что длительно и прочно – постройку дома, поиск и поступление на новую работу, переселение или переезд в новый дом или город, установление прочных связей.

Апас — таттва
Эта таттва благоприятна для поездок и путешествий, покупок, заключения сделок, договоров, вложения денег. Это время радости, любви, успеха, плодородия и накопления богатств. Также она хороша для переселения в новый дом, для посадок, садоводства, особенно при растущей Луне.
Апас–таттва усиливает интуицию и пробуждает творческое начало. Женщина, забеременевшая в эту таттву имеет легкую беременность и благополучные роды. Сексуальная жизнь главным образом выражается через влияние Апас – таттвы.
Отрицательное воздействие Апас–таттвы сказывается в том, что у людей проявляются эгоизм, алчность, склонность к разнузданным удовольствиям, тяга к алкоголю и чрезмерно сладкой пище.
Вообще Апас-таттва действует благоприятно: даёт радость, мир, понимание, веселье, игры и удовольствия разного вида. Отношения, которые зарождаются в это время гармоничные и прочные, а брак – счастливый.
omkling.com/?p=17118

В Санкхья-карике, классическом тексте философии, дается описание 25 таттв и их свойств.
Первый элемент - Дух (пуруша), обладает качествами наблюдающего начала, изоляции, безразличия, восприятия и неактивности (Санкхья-Карика, 19).
Природа (пракрити) обладает атрибутами (гунами), которые имеют свойства освещать (саттва), активировать (раджас) и сдерживать (тамас).(С.-к., 12). Эти атрибуты постоянно изменяются, но изначально находятся в равновесии. При нарушении их равновесия начинается эволюция.
Из пракрити происходит Махат (интеллект, буддхи), эго (Ахамкара), и остальные таттвы (группа из 16 элементов, в числе которых 5 тонких элементов (танматр), а также 5 грубых (физических) элементов, которые подобны и не подобны пракрити. (С.-к., 8, 22)
Из эго происходят ум (манас), органы чувств и действий, а также тонкие элементы, которые являются проводниками ощущений. Из вайкарика эго происходят органы чувств и действий , а тонкие элементы происходят из бхутади эго. Тайджаса эго порождает и те, и другие. (С.-к., 25)
Органы чувств - уши, глаза, язык, нос, кожа. Органы действия - органы речи, руки, ноги, анус, репродуктивные органы. Манас (ум) при этом одновременно орган и чувств, и действия (С.-к., 27). Вместе с махатом и ахамкарой, манас входит в число трех внутренних органов (инструментов). (С-к., 33). Внутренние инструменты сравниваются с привратниками, а внешние с дверями. (С.-к., 35).
Тонкие элементы (танматры) не дифференцированы, но производят пять физических элементов, которые обладают тремя качествами. (С.-к., 38). Танматры - запах, вкус, форма, осязание, звук, физические элементы - земля, вода, огонь, воздух, пространство (или эфир).

аттва-самаса (санскр. Tatva-sâmâsa — соединение истинных принципов, система истины) — один из трактатов индийской философской школы санкхья, возникший не позднее начала XVI века и приписываемый основателю школы — Капиле. Этот небольшой трактат состоит из 22 (25) параграфов (сутр) и заключает в себе всего 54 слова. Сжатость его в связи со своеобразностью терминологии вызвала несколько комментариев к нему. По заглавиям их известно 5. Один из них («Санкхья-крама-дипика») был издан в труде Балантайна : «Lecture on the Sânkhya Philosophy» (Мирзапур, 1850).

Вритти (Vrittis)
Буквально: «водоворот». Вритти (мысли) низшего ума (читты) разделяются, согласно Патанджали, на пять групп: (1) правильные идеи; (2) ложные идеи; (3) фантазии; (4) идеи, приходящие во время сна; (5) воспоминания.
В санскрите они носят названия прамана, випарьяя, викальпа, нидра и смрити соответственно.
Когда перед разумом предстает какая-либо идея, очень важно немедленно определить тот из пяти классов, к которому она относится. Если бы такое распознавание прекратилось, человек стал бы безумным. Немедленная инстинктивная классификация мыслей и идей в этом отношении является признаком здоровья разума. Идеи как материал для размышления должны контролироваться. На самом деле, мышление является сортировкой, выстраиванием идей, которые сами по себе должны быть определенными и неизменяющимися. Дальнейшая классификация вритти разделяет каждый из пяти типов на приятные и неприятные мысли.
nathas.org/dictionary/
rumagic.com/forums/index.php?showtopic=1609