• ↓
  • ↑
  • ⇑
 
Записи пользователя: Samandar (список заголовков)
03:14 

Теория «основного мифа»

Samandar
Oxygen Lizard
Теория «основного мифа» (не путать с мономифом) — теория в области индоевропейской мифологии, суть которой заключается в выделении основного её мифологического сюжета — сюжета борьбы Громовержца со Змеем.
Змееобразных поражали от Египта (Сет/Апеп) и Шумера (Тиамат/Мардук) до Индии (Индра/Вритра). Так что подумать есть над чем. Однако, сама реконструкция этого мифа как основного - притянута за уши.

Обратимся к фактам.
Теория «основного мифа» была создана лингвистами В. Н. Топоровым и В. В. Ивановым в 60-е — 70-е годы XX века.
Авторами был привлечён огромный источниковый материал — фольклор (сказки, мифы, легенды, пословицы, приметы), эпос, ведийские гимны, летописи, топонимия и т. д.
«Основной миф», предлагаемый авторами, вообще говоря, представляет собой реконструкцию, созданную на основе мифологических реконструкций. Он представляет собой сюжет змееборчества, противопоставление, оппозицию двух антагонистов — антропоморфного божества-Громовержца и его противника — хтонического Змея. С этой оппозицией соотносятся все прочие — светлое-тёмное, верх-низ и т. п.
«Основной миф» был сконструирован на основе сопоставления ведийского мифа о поединке Индры с Вритрой и сюжетов балтийской мифологии о Перкунасе и Вельнясе. Змей-демон Вритра, скрывающий воды, авторами прямо отождествляется с Валой, названием олицетворённой скалы, скрывающей коров. Корень этих теонимов, *uel-, становится для авторов универсальным показателем связи с антагонистом Громовержца, они находят его абсолютно везде — в именах древнерусских языческих Волоса и Велеса, балтийского Вельняса, в топонимах типа Волосово, Велетово, Волынь, Вавель и т. д., в словах Валькирия, Вальхалла, Вёлунд и т. п.
Авторы теории считают, что «основной миф» стал основой для формирования мифологических систем всех индоевропейских народов. В частности, он нашёл своё отражение в восточнославянских сказках о борьбе богатыря со змеем — авторы проводят параллель между Ильёй Муромцем, Ильёй-пророком и Перуном и между Змеем Горынычем и Велесом-Волосом.
читать дальше

С критикой концепции выступил археолог Лев Самуилович Клейн: согласно Клейну, нет никаких оснований для реконструкции «основного мифа» у славян — об отношениях Перуна и Волоса/Велеса ничего не известно из источников. Известно только, что ими клянутся одновременно, а при их оппозиции это выглядело бы как клятва одновременно Богом и дьяволом. Кроме того, по мнению Клейна, ни Велес, ни Волос нигде, прямо или косвенно, не связываются со змеями, как считают авторы теории. Контраргументом В. Н. Топорова стала «Радзивилловская летопись», в которой сохранилось изображение Велеса в виде змея у ног Олега, а также многочисленные свидетельства связи бога Велы со змеями в македонском фольклоре.читать дальше

Таким образом, полученная мифологическая модель (каковой и является «основной миф») будет результатом вторичного, научного осмысления и современного обобщения. Структуралисты «не декодируют миф, раскрывая его социально-психологические (и в конечном счете психолого-физиологические) основы, а дополнительно кодируют его в терминах структурного анализа».

Клейн Л. С. Воскрешение Перуна. К реконструкции восточнославянского язычества. СПб.: Евразия, 2004.

@темы: мифология, репост

21:05 

Обряд перехода

Samandar
Oxygen Lizard
Обряд перехода — это ритуальная церемония, обозначающая и формально закрепляющая переход индивида или группы людей в новую социальную категорию и приобретение ими нового социального статуса. Концепция обрядов перехода была впервые сформулирована Арнольдом ван Геннепом в книге «Обряды перехода»; согласно его определению, обряд перехода — это последовательность церемоний, сопровождающих переход из одного состояния в другое, из одного мира (космического или общественного) — в другой. Сегодня этот термин также используется для описания различных ключевых моментов в жизни человека, маркирующих переход с изменением социального статуса. Работа ван Геннепа оказала большое влияние на развитие этнографии и социологии

Наиболее часто обрядами перехода сопровождаются определенные этапы, распространенные в большинстве культур. Таковыми являются: рождение, достижение социальной зрелости, брак, отцовство, повышение общественного положения, профессиональная специализация, смерть. Каждое из этих явлений сопровождается ритуалами, у которых одна и та же цель: обеспечить человеку переход из одного определенного состояния в другое, столь же определенное. Именно поэтому так схожи церемонии, сопровождающие рождение, детство, достижение социальной зрелости, обручение, вступление в брак, беременность/отцовство, приобщение к религиозным сообществам, похороны

Этапы классического обряда перехода
Ван Геннеп выделяет особые категории обрядов перехода:
- обряды отделения (прелиминарные),
- обряды промежуточные (лиминарные) и
-обряды включения (постлиминарные).
Эти три категории могут быть в разной степени выражены в одном и том же церемониальном цикле. К примеру, погребальные церемонии в основном включают в себя обряды отделения, свадебные церемонии — обряды включения, а промежуточные обряды наиболее распространены при беременности, обручении, инициации и сведены до минимума при усыновлении, повторных родах, повторном браке и т. д. На практике полная схема обрядов перехода со всеми этапами далеко не всегда сбалансирована по значению этих этапов и степени их разработки.

Исследовательский метод ван Геннепа, который был применен в работе над книгой «Обряды перехода», автор называл «методом чередований» (méthode de séquences) и толковал его следующим образом: «обряд, или общественное действие, не имеет раз и навсегда заданного смысла: смысл изменяется в зависимости от действий, которые предшествуют обряду, и тех, которые следуют за ним. Следовательно, можно сделать вывод: для того чтобы понять обряд, социальный институт или технологический прием, его нельзя произвольно вырывать из обрядовой, общественной или технологической целостности. Каждый элемент этой целостности следует рассматривать в его связях с её другими элементами» [4]. Требование находить каждому действию или верованию логическое место в обрядовой совокупности стало для ван Геннепа главным в его дальнейшей исследовательской деятельности. Любой человек последовательно переходит из одного возраста в другой, и в результате этого происходят изменения в его личной жизни, семье, среде сверстников, социальной группе, общественном статусе и проч. В культуре многих народов ван Геннеп обнаружил систему обрядов, утверждающих эти переходы. Идеи Арнольда ван Геннепа о стадиях ритуалов перехода в дальнейшем были развиты Виктором Тернером, который исследовал лиминальные периоды сообществ и состояния коллектива.

@темы: мифология

02:44 

Мифы Некрономикона и древнеарабская магия

Samandar
Oxygen Lizard
Мифы Некрономикона (العزيف;) и древнеарабская магия
Мифология Некрономикона (Аль Азиф)العزيف американского новеллиста Говарда Филипса Лавкрафта (далее ЛГФ) представляет собой удивительную квази-реальность. Вообще-то, исследователи его творчества полагают, что Некрономикон был создан как литературный прием для написания его рассказов.

Несмотря ни на что, очень многие думают, что Некрономикон является реально существующей книгой. Независимо от своего происхождения, Некрономикон вызвал мощную «мифическую силу». Он не реален, но в то же время и не нереален. Эта таинственная книга парит где-то на границе между жизнью и вымыслом. Предлагаемое эссе исследует некоторые аспекты «мифической силы» Некрономикона и его пантеона. Произведена попытка анализа связей его мифов с фактической арабской мифологией и магией, а также их связи с магией современной.

читать дальше

источник: www.lovecraft.ru/mythos/articles/arabian.html

@темы: репост

01:30 

ТАРО, системы колод

Samandar
Oxygen Lizard
читать дальше

Традиционная система арканов (англ)
читать дальше

Таро Тота
читать дальше


Масти игральных карт и значение
читать дальше

Ошо
читать дальше
Система:
читать дальше

В Таро Зеланда нет мастей.
Есть старшие/младшие арканы, младшие делятся на Внутреннее и внешнее намерение, душу и разум.
Система:
читать дальше

Таблица арканов Ра
читать дальше

главная